+   *    +     +     
About Us 
The Issues 
Our Research Products 
Order Publications 
Multimedia 
Press Room 
Resources for Monitor Researchers 
ARCHIVES HOME PAGE 
    >
 
Table of Contents
Country Reports
Казахстан, Landmine Monitor Report 2005

Казахстан

Ключевые моменты развития ситуации с мая 2004 года: Казахстан информирует о том, что собирается разработать двухгодичный план по ликвидации минных запасов.

Политика государства в области запрещения противопехотных мин

На сегодняшний день Республика Казахстан не присоединилась к Конвенции по Запрету Мин. В декабре 2004 года во время Первой Обзорной Конференции стран – участниц Конвенции в Найроби представитель МИД Казахстана сообщила, что «по техническим и финансовым причинам», республика «не готова к ликвидации запасов противопехотных мин». Она также процитировала, что для защиты обширных границ страны может потребоваться “использование противопехотных мин на границе при определенных обстоятельствах”.[1] В апреле 2004 года, официальные лица рассказали делегации Международной Кампании по Запрещению Противопехотных Мин о том, что Казахстан “полностью поддерживает гуманитарный аспект Конвенции”, но не в состоянии на сегодняшний день присоединиться к данному документу.[2] Первый заместитель министра иностранных дел Казахстана Кайрат Куатулы Абусеитов объяснил при встрече МКЗПМ, что Казахстан рассматривает противопехотные мины, как необходимое средство для охраны границ, и также подчеркнул отсутствие доступной по цене альтернативы противопехотным минам. Он также отметил то, что “военный сектор страны категорически против присоединения к Конвенции“, при последнем рассмотрении позиции Казахстана о присоединении к Конвенции по Запрету Мин. [3]

Казахстан принимал участие в Первой Обзорной Конференции стран-участниц Конвенции по Запрету Мин в Найроби в ноябре-декабре 2004 года. Глава делегации отметил, что Казахстан осознает, что противопехотные мины являются одним из “ самых опасных видов оружия против человечества” и “ привели к невыносимому человеческому страданию”. Посол Джарбусынова рассказала о “ непоколебимой поддержке целей Конвенции ” Республикой Казахстан и сказала что пока “не являясь участником Конвенции, Казахстан принимает основные нормы данного документа и подчиняется им”. Также она отметила что Казахстан “решает создать благоприятные условия для ликвидации противопехотных мин. Совместно с 17 государствами Азии мы успешно работаем над доверительным созданием мер в рамках данного процесса (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии). И мы твердо верим, что прогрессивное развитие этого процесса ... приведет нас к подтверждению в том, мы не будем нуждаться в противопехотных минах, для того, чтобы охранять и защищать наши страны”.[4]

3 декабря 2004 года Казахстан воздержался от голосования Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 59/84, призывающей к универсализации Конвенции о запрещении мин, он также ежегодно воздерживался от подобных резолюций ГА ООН с 1997 года. Казахстан не принимал участие на межсессионной встрече Постоянного комитета, которая проходила в Женеве в июне 2005 года.

Казахстан не является участником Конвенции об обычных вооружениях и не подписывал Второй протокол о противопехотных минах.

Производство, передача и запасы мин

Казахстан сообщил, что страна не производит противопехотные мины и, в стране действует мораторий на экспорт и запрет на транзит, которые в силе с 1997 года.[5]

В апреле 2005 года, официальное лицо рассказал Landmine Monitor том, что Казахстан осознал, что время ликвидации запасов противопехотных мин приближается. Он также отметил, что Казахстан готовится разработать двухгодичный план по ликвидации минных запасов и для выполнения данного плана ликвидации потребуется финансовые и временные ресурсы.[6] Несмотря на отсутствие официального подтверждения, Landmine Monitor предполагает, что все мины находящиеся в Казахстане просрочены.

В апреле 2004 года, Первый заместитель министра предварительно подсчитал, что Казахстану для ликвидации запасов противопехотных мин потребуется 3 миллиона долларов США.[7] Количество запасов противопехотных мин неизвестно, но в 1998 по отчетам СМИ, правительственные запасы были оценены от 800 000 до одного миллиона противопехотных мин.[8] Казахстан констатировал что страна «придерживается установленных требований по отношению к запасам противопехотных мин, таким образом, обеспечивая их безопасность».[9]

Использования и проблемы относительно мин. Противоминные действия.

Официальные лица страны временами отрицают существование минных полей на территории Казахстана, и временами подтверждают использование противопехотных мин на приграничных территориях.[10] На Первой Обзорной Конференции, Казахстан констатировал что «у страны нет минных полей, подлежащих разминированию», хотя сказал, что противопехотные мины « находятся в ограниченном использовании как мера безопасности, установленная годами раньше, для обеспечения безопасности».[11]В своем письме, написанном Генеральному секретарю ООН в июле 2004 года, президент Казахстана написал: «Я хотел бы подчеркнуть об отсутствии минных полей в Казахстане, которые требуют разминирования». [12] В апреле 2004 года официальное лицо МИД рассказал Landmine Monitor, что противопехотные мины в Казахстане « предполагается использовать при переходе границ ». Он также утверждал об « отсутствии человеческих жертв», так, как участки прохождения границ « являются территориями, на которых не проживает население, и которые не используются в качестве пастбищ». Военные уверяют об отсутствии пострадавших от минных подрывов.[13] В тот же самый день Вице-министр иностранных дел заявил об отсутствии мин на границах Казахстана.[14]

Казахстан предоставил военный состав для саперной службы, включая операции по разминированию в Ираке.[15]


[1] Заявление Мадины Джарбусыновой, Посла по особым случаям Министерства Иностранных Дел, Саммит в Найроби (Первая Обзорная Конференция), Найроби, 3 декабря 2004 года
[2] Интервью с Арманом Баисуановым, Главой отдела международной безопасности, отдела по Международным организациям и Международной безопасности, Министерства Иностранных Дел, Астана, 12 апреля 2004 года.
[3] Интервью с Каиратом Куатулы Абусеитовым, Первым заместителем министра иностранных дел, Астана, 12 апреля 2004 года.
[4] Заявление Мадины Джарбусыновой, Министерство Иностранных Дел, Первая Обзорная Конференция, Найроби, 3 декабря 2004 года.
[5] Заявление Мадины Джарбусыновой, МИД, Первая Обзорная Конференция, Найроби, 3 декабря 2004 года. Заявление цитирует “Регулирование на запрет экспорта противопехотных мин” принятые 6 августа 1997 года.См. также письмо президента Нурсултана Назарбаева Генеральному Секрктарю ООН Кофи Аннану, 5 июля 2004 года, которое упоминает запрет на транзит. Также, интервью с Арманом Баисуановым, Министерство Иностранных Дел, Астана, 12 апреля 2004 года.
[6] Интервью с Арманом Баисуановым, МИД, Астана, 12 апреля 2005 года.
[7] Интервью с Арманом Баисуановым, МИД, Астана, 12 апреля 2005 года.
[8] Адил Урманов, «Слепое Оружие», Деловая Неделя (Казахская газета), 12 июня 1998 года, стр.8
[9] Заявление Мадины Джарбусыновой, МИД, Первая Обзорная Конференция, Найроби, 3 декабря 2004 года.
[10] См. к примеру, письмо Е.Казыкханова, руководителя отдела Международного сотрудничества посольства Казахстана в Москве, Российской Федерации, в ответе на вопросник IPPNW-Россия. Письмо №20/178, 19 апреля 2000 года.
[11] Заявление Мадины Джарбусыновой, МИД, Первая Обзорная Конференция, Найроби, 3 декабря 2004 года.
[12] Письмо Президента Нурсултана Назарбаева Генеральному Секретарю ООН Кофи Аннану, 5 июля 2004 года.
[13] Интервью с Арманом Баисуановым, , МИД, Астана, 12 апреля 2004 года.
[14] Интервью с Каиратом Куатулы Абусеитовым, Первым заместителем министра иностранных дел, Астана, 12 апреля 2004 года.
[15] См. Landmine Monitor Report 2004 , стр. 1017